Актуальные вопросы здорового образа жизни (по результатам опросов граждан России, обратившихся на «горячую линию» по здоровому образу жизни)
PDF

Ключевые слова

Аннотация

Целью работы был анализ обращаемости граждан по вопросам здорового образа жизни в 2017 г. Было проанализировано 99 055 обращений граждан на «горячую линию» 8 800 200-0-200. При звонке абонента консультант линии отвечал на вопросы по ЗОЖ в соответствии с рубрикатором, опрашивал по статистическим вопросам (пол, возраст, образование, регион проживания). 600 человек (18-74 лет; 110 женщин и 490 мужчин) были дополнительно опрошены по их отношению к изображениям на пачках сигарет. Наибольшее число обращений по вопросам ЗОЖ поступило в декабре 2017 г. в связи с размещением на пачках сигарет номера телефона «горячей линии», и с декабря 2017 г. число обратившихся граждан увеличилось в 2-5 раз в 2018 г. Больше всего граждане интересовались вопросами отказа от табакокурения (ТК) - 53% обращений. 19% обращений было связано с вопросами о влиянии табачного дыма на здоровье, 15% - о том, какие виды помощи можно получить при отказе от ТК. Абоненты, звонившие по рискам потребления алкоголя и наркотиков, интересовались в основном адресами лечебных учреждений в регионах (42 и 29%). В 18% случаев родственники интересовались, как можно помочь страдающему алкоголизмом, в 15% абоненты спрашивали про эффективные методы лечения алкоголизма. О возможности реабилитационных мероприятий при лечении наркомании интересовались 22%, с чего начинается лечение наркозависимых - 13%, о профилактике потребления наркотиков - 15%. Наиболее популярными вопросами здорового питания были: основные принципы здорового питания (53%), эффективные диеты (16%), калорийность продуктов (5%). Также абоненты спрашивали о том, в какой центр здоровья можно обратиться (28%), какие документы нужны для обращения в центр здоровья (15%), какие обследования можно пройти в центре (7%). По тематике «Профилактика ВИЧ-инфекции» за 2017 г. поступило 212 обращений. Наиболее популярными вопросами были: «где пройти тестирование на ВИЧ» (27%), «пути инфицирования и методы профилактики ВИЧ» (24%) и «учреждения по лечению ВИЧ» (18%). По вопросам физической активности было всего 20 обращений. Анкетирование по отношению к графическим изображениям на пачках сигарет показало, что 35% курящих считали, что эффективна антитабачная реклама с угрозой на здоровье, и 50% - ориентированная на выгоду при отказе от ТК. Различий между ответами мужчин и женщин выявлено не было. Появление графических изображений (картинок) на пачках сигарет отрицательно восприняли 41% курящих, обратившихся на «горячую линию», однако 85% обращали внимание на эти изображения, 40% обсуждали эти изображения с друзьями и знакомыми. 49% курящих абонентов полагали, что эти изображения способствуют отказу от ТК, и 57% респондентов задумывались о прекращении курения, когда их видели. Таким образом, анализ обращаемости граждан на «горячую линию» «Здоровая Россия» показал ее востребованность. Больше всего граждане интересовались вопросами отказа от табакокурения. Большинство респондентов обращали внимание на графические изображения на пачках сигарет и задумывались о прекращении курения, когда их видели.

PDF